Меню школы
Методические рекомендации к порядку деятельности психологической службы в организациях образования среднего образования
1 Правила деятельности психологической службы в организациях образования среднего образования утверждены приказом и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377 «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования».
Психологическая служба в организациях среднего образования (далее –Психологическая служба) – коллегиальный орган организации образования, деятельность которого направлена на сохранение и укрепление психологического благополучия участников образовательного процесса, оказание в процессе обучения социального, психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся и воспитанников с учетом индивидуальных возможностей, и особых потребностей.
2.Цель Психологической службы – системная организация психолого-педагогического сопровождения, направленная на создание психолого-педагогических и социальных условий для успешного обучения, развития, социализации обучающихся и формирования осознанного выбора профессиональной образовательной траектории.
3.Задачи Психологической службы:
5) содействие развитию способностей и формированию у обучающихся и воспитанников универсальных учебных навыков к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
6) содействие участникам образовательного процесса в воспитании и формировании принципов взаимопомощи, эмпатии, ответственности, уверенности в себе, способности к принятию решений, активному социальному взаимодействию без ущемления прав личности участников образовательного процесса;
7) распространение и внедрение в практику деятельности организации образования научных и практико-ориентированных достижений в области психолого-педагогического, социального сопровождения;
8) обеспечение междисциплинарного, командного взаимодействия педагогов и специалистов, оказывающих психолого-педагогическое сопровождение участникам образовательного процесса для создания эффективных условий социализации обучающихся и воспитанников, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом их индивидуальных возможностей и особых потребностей;
9) взаимодействие с коллегиальными органами организации образования и заинтересованными органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел.
1) соблюдение профессиональной этики;
2) эмпатия и уважение к личности ребенка;
3) учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося и воспитанника;
4) интеграция психологического и педагогического знания;
5) конфиденциальность информации с соблюдением прав и интересов ребенка;
6) исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
7) научность, комплексность, последовательность, поэтапность и непрерывность сопровождения обучающихся и воспитанников в образовательном процессе.
1) на уровне класса (группы) в рамках компетенций педагога на постоянной основе в отношении всех обучающихся и воспитанников: адаптация образовательной среды, использование вариативных методов и приемов обучения, индивидуальных учебных средств и материалов для оценки достижений с учетом особых образовательных потребностей, в том числе, связанных с поведенческими и эмоциональными особенностями и индивидуальными возможностями;
2) на уровне организации образования с привлечением специалистов, осуществляющих социальное, психолого-педагогическое сопровождение к процессу решения проблем, предполагающее более систематический сбор информации, временную (на четверть, на учебный год) постоянную адаптацию учебных программ, обучение по индивидуальным учебным программам, разработка и реализация индивидуальных развивающих программ, использование специальных методов и приемов обучения, индивидуальных учебных средств и материалов для оценки достижений обучающихся и воспитанников;
3) на уровне организации образования с привлечением узких специалистов извне (сурдопедагог, тифлопедагог, клинический психолог и другие), в случае, если особые образовательные потребности обучающихся и воспитанников являются серьезными и (или) постоянными и требуется специальная поддержка.
Информирование родителей или иных законных представителей о планах работы по психолого-педагогическому сопровождению оформляется протоколом родительского собрания класса в начале учебного года согласно приложению 1.
В случае отказа, родитель или иной законный представитель предоставляет заявление об отказе в свободной форме.
Согласие родителей на проведение индивидуальной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения оформляется согласно приложению 2.
1) издает приказ о деятельности психологической службы и утверждает план работы психолого-педагогического, социального сопровождения обучающихся и воспитанников на учебный год;
2) утверждает состав и должностные обязанности специалистов, входящих в состав психологической службы;
3) обеспечивает условия для повышения квалификации специалистов, входящих в состав психологической службы;
4) заслушивает и утверждает аналитический отчет о деятельности психологической службы и специалистов, входящих в состав психологической службы;
5) обеспечивает психолого-педагогическое, социальное сопровождение обучающихся и воспитанников, родителей и иных законных представителей в вопросах воспитания и развития.
6) на основе оценки особых образовательных потребностей или рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций руководитель организации образования утверждает список обучающихся и воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогическом, социальном сопровождении, индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, включающие индивидуальные учебные планы, индивидуальные/адаптированные учебные программы, индивидуально развивающие программы специалистов.
1) изучает психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, социальные условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, нарушения в поведении обучающихся, воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
2) определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем обучающегося и воспитанника, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав и свобод личности обучающихся, воспитанников;
3) выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, семьей и организацией, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
4) обеспечивает связь между обучающимися, воспитанниками и представителями государственных, общественных организаций и социальных служб;
5) взаимодействует с педагогами, родителями и иными законными представителями по организационным вопросам обучения, воспитания, социализации обучающихся и воспитанников;
6) осуществляет контроль над соблюдением прав ребенка в семье и организации образования.
1) выявляют и оценивают особые образовательные потребности обучающихся и воспитанников на основе наблюдений, углубленного психологического, нейропсихологического, логопедического, специального педагогического обследования, сведений, полученных от родителей или законных представителях, изучения заключений и рекомендаций;
2) проводят коллегиальное обсуждение с педагогами и родителями особых образовательных потребностей обучающегося (воспитанника), а также определяют содержание его психолого-педагогического, социального сопровождения;
3) участвуют в планировании, разработке и составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения;
4) проводят занятия по индивидуально-развивающим программам (индивидуальные, подгрупповые, групповые) в соответствии с расписанием, утвержденным администрацией организации образования;
5) консультируют родителей или законных представителей, педагогов по вопросам создания безопасной и психологически комфортной среды обучения, обеспечения условий для качественного образования и осуществляют взаимодействие с педагогами по вопросам реализации индивидуального подхода к обучающимся и воспитанникам;
6) осуществляют мониторинг эффективности индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников;
7) планируют психолого-педагогическую диагностику индивидуально- психологических особенностей, обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями на протяжении всего периода обучения;
8) применяют научно-обоснованные методики диагностической, развивающей, консультативно-профилактической работы;
9) по результатам диагностик при возникновении рисков информируют родителей или законных представителей и, при необходимости, направляют к специалистам психолого-медико-педагогической консультации.
1) оказывает помощь обучающемуся и воспитаннику с особыми образовательными потребностями в организации образования общего типа в случае, когда их самостоятельная деятельность в процессе обучения ограничена по состоянию здоровья (организует, направляет, помогает включаться в учебный процесс, предупреждает нежелательное поведение, эмоциональные и поведенческие срывы, контролирует поведение обучающегося и воспитанника, учит его самостоятельно овладевать учебными навыками и способствует его социализации);
2) принимает участие в оценке особых образовательных потребностей обучающихся и воспитанников, в составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения совместно со специалистами Психологической службы;
3) осуществляет наблюдение и ведет сбор данных об обучающихся и воспитанниках с особыми образовательными потребностями в процессе обучения и развивающей работы;
4) протоколирует результаты освоения учебной программы, динамики развития учебных, социально-адаптивных (поведенческих) навыков обучающегося и воспитанника;
5) готовит информацию для мониторинга динамики процесса обучения и социализации обучающегося и воспитанника.
1) составляют индивидуальные учебные планы и программы с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей обучающихся и воспитанников;
2) обеспечивают корректировку способов оценивания результатов обучения (достижений) обучающегося и воспитанника, соответствие критериям оценивания и контрольных заданий согласно его индивидуальным возможностям и особым потребностям;
3) применяют вариативные, специальные и альтернативные методы и технологии обучения.
1) совершенствует содержание, формы и методы воспитательной работы;
2) способствует реализации прав воспитанников, организует работу с воспитанниками, защищает их законные права и интересы в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
3) организует работу по профилактике правонарушений среди подростков;
4) поддерживает связь с родителями или опекунами;
5) проводит индивидуальную работу с воспитанниками и обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
Согласно отраслевому соглашению о социальном партнерстве по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников сферы образования и науки на отраслевом уровне на 2021-2023 годы между МОН и ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников образования и науки» продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогов и научно-педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
- для педагога-психолога: перечень нормативных правовых актов, план работы, отчеты и аналитические справки, журналы учета групповой и индивидуальной работы, журнал учета консультаций, перечень диагностических методик, документы по работе с обучающимися, воспитанниками или студентами, родителями или иными законными представителями, педагогами (отдельно по категориям);
- для социального педагога: перечень нормативных правовых актов, план работы, отчеты и аналитические справки, социальной паспорт школы, сведения об обучающихся, документы по работе с семьями обучающихся и воспитанников.